Перейти к основному содержанию
Либрусек
Много книг
Книжная полка
Правила
Блоги
Форумы
Карта
Статистика
Глюки
Абонемент
Книги:
[Новые]
[Жанры]
[Серии]
[Периодика]
[Популярные]
[Страны]
[Теги]
Авторы:
[А]
[Б]
[В]
[Г]
[Д]
[Е]
[Ж]
[З]
[И]
[Й]
[К]
[Л]
[М]
[Н]
[О]
[П]
[Р]
[С]
[Т]
[У]
[Ф]
[Х]
[Ц]
[Ч]
[Ш]
[Щ]
[Э]
[Ю]
[Я]
[Прочее]
Вы здесь
Главная
»
Книги
»
Церковная история (fb2)
Церковная история (fb2)
Созомен
Христианство
Церковная история
1427K, 351 с.
(скачать)
издано в 1851 г.
Добавлена: 02.03.2024
Впечатления о книге:
Оглавление
КРАТКОЕ СВЕДЕНИЕ ОБ ЭРМИЕ СОЗОМЕНЕ И ЕГО ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ
СЛОВО ЦАРЮ ФЕОДОСИЮ и СОДЕРЖАНИЕ ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ
КНИГА ПЕРВАЯ.
ГЛАВА 1. Предисловие к книге, в котором историк рассуждает об иудейском народе; воспоминает о тех, которые до сего времени предпринимали подобный труд, и говорит, как и из чего извлек он свою историю, каким образом будет заботиться об истине и что еще войдет в содержание его истории.
ГЛАВА 2. Кто были епископами больших городов в царствование Константина Великого, и как при Ликиние восток до самой Ливии христианствовал осторожно, а запад при Константине исповедовал Христианство свободно.
ГЛАВА 3. О том, что Константин привлечен к Христианству видением креста и явлением Христовым, и что он наставлен был в благочестии нашими.
ГЛАВА 4. О том, что знамение креста повелел он носить при войске; также дивное сказание о носителях этого крестного знамения.
ГЛАВА 5. Возражение против тех, которые говорят, что Константин принял Христианство вследствие умерщвления сына его Криспа.
ГЛАВА 6. О том, что и отец Константина допускал распространяться имени Христову; а Константин Великий сделал то, что оно проникло всюду.
ГЛАВА 7. О раздоре между Константином и зятем его Ликинием из-за Христиан, и о том, как Ликиний, разбитый наголову, погиб.
ГЛАВА 8. Исчисление добрых дел, которые совершил Константин, дав Христианам свободу, построив им храмы и исполнив другие общественные предприятия.
ГЛАВА 9. О том, что Константин издал закон касательно девственников и клириков.
ГЛАВА 10. О великих исповедниках, какие еще остаются в живых.
ГЛАВА 11. Повествование о святом Спиридоне, о его смиренномудрии и твердости.
ГЛАВА 12. Об образе монашеской жизни: откуда он получил начало и кто были его учредителями?
ГЛАВА 13. Об Антоние Великом и святом Павле Простом.
ГЛАВА 14. О святом Аммоне и Евтихиане, что на Олимпе.
ГЛАВА 15. О ереси Ария, откуда она получила начало и кого увлекла; также о возгоревшемся из-за нее между епископами раздоре.
ГЛАВА 16. О том, что, когда до слуха Константина дошло известие о споре епископов и беспорядочном праздновании Пасхи, он сильно разгневался и послал из Испании в Александрию кордовского епископа Осию с повелением разрешить спор епископов и покончить дело о Пасхе.
ГЛАВА 17. О созванном в Никее Соборе по поводу Ария.
ГЛАВА 18. О двух философах, привлеченных к вере простотою беседовавших с ними старцев.
ГЛАВА 19. О том, что, когда составился Собор, к нему царь говорил речь.
ГЛАВА 20. О том, что, выслушав обе стороны, царь осудил приверженцев Ария и приговорил их к ссылке.
ГЛАВА 21. О том, что постановил созванный против Ария Собор, как осудил он Ариевых приверженцев и сжег Ариевы сочинения; также об архиереях, не хотевших согласиться с Собором, и об установлении Пасхи.
ГЛАВА 22. О том, что на первый Собор царь призывал и новацианского епископа Акесия.
ГЛАВА 23. О постановленных Собором правилах, и о том, что исповедник Пафнутий помешал Собору постановить правило, что все, имеющие принять сан священства, должны вести жизнь девственную.
ГЛАВА 24. О деле Мелетия, как хорошо святой Собор рассмотрел его.
ГЛАВА 25. О том, что царь, призвав Собор в Константинополь и почтив его дарами, дал ему общественный обед, увещевал всех сохранять единомыслие и определения святого Собора послал в Александрию и разослал повсюду.
КНИГА ВТОРАЯ.
ГЛАВА 1. О обретении животворящего креста и священных гвоздей.
ГЛАВА 2. О матери царя Елене, как она, быв в Иерусалиме, строила храмы и совершала другие богоугодные дела; также о ее кончине.
ГЛАВА 3. О храмах, построенных Великим Константином; о городе, названном по его имени, как он построен, и о находящихся при его зданиях; также о храме Архистратига Михаила в Сосфении[12] и о бывших там чудесах.
ГЛАВА 4. О том, что сделал Великий Константин при дубе мамврийском, и как построил (на том месте) храм.
ГЛАВА 5. О том, как он разрушил идольские капища и тем подданных еще более расположил к Христианству.
ГЛАВА 6. О том, по какому случаю при Константине Христианство распространилось по всей вселенной.
ГЛАВА 7. О том, как христианскую веру приняли Иберийцы.
ГЛАВА 8. О том, как приняли Христианство Армяне и Персы.
ГЛАВА 9. О персидском царе Сапоре, как он восставал против Христиан; о персидском епископе Симеоне, и об евнухе Усфазаде, как он совершил подвиг мученичества.
ГЛАВА 10. О Христианах, умерщвляемых в Персии Сапором.
ГЛАВА 11. О начальнике Сапоровых художников Пузике.
ГЛАВА 12. О сестре Симеона, Тарвуле, и ее мученичестве.
ГЛАВА 13. О мученичестве святого Акепсимы и бывших с ним.
ГЛАВА 14. О мученичестве епископа Милла, о его образе жизни, и о том что Сапор замучил в Персии до шестидесяти тысяч человек известных, кроме тех, которые неизвестны.
ГЛАВА 15. О том, как Константин писал Сапору о прекращении гонения на Христиан.
ГЛАВА 16. О том, как последователи Ария, Евсевий и Феогнис, дали письменное уверение в своем согласии с Собором никейским и получили обратно свои престолы.
ГЛАВА 17. О том, что, по смерти Александра александрийского, согласно с его избранием, на епископский престол восходит Афанасий. Рассказ о его детстве, и о том, как он самоучкою совершал священнические действия и был любим Великим Антонием.
ГЛАВА 18. О том, что Афанасия сделали славным ариане и мелетиане, также о Евсевие, как он побуждал Афанасия принять Ария, и о слове «единосущный» как о нем больше всех спорили Евсевий Памфилов и Евстафий антиохийский.
ГЛАВА 19. Об Антиохийском Соборе и о том, как несправедливо низложен был Евстафий, а Евфроний занял его престол, и что Великий Константин писал Собору и Евсевию Памфилову, когда последний отказался от антиохийского престола.
ГЛАВА 20. О Максиме, преемнике Макария на Иерусалимском престоле.
ГЛАВА 21. О мелетианах и арианах, как они взаимно соединились, также о Евсевие и Феогнисе, как они опять стали распространять арианскую ересь.
ГЛАВА 22. О том, какие козни против святого Афанасия безуспешно строили ариане и мелетиане.
ГЛАВА 23. О клевете на святого Афанасия из-за руки Арсения.
ГЛАВА 24. О том, что в то время чрез пленников, Фрументия и Эдессия, приняли Христианство и народы внутренней Индии.
ГЛАВА 25. О тирском Соборе и незаконном низложении святого Афанасия.
ГЛАВА 26. Об иерусалимском храме, который построен Константином Великим на Голгофе, и об освящении его.
ГЛАВА 27. О пресвитере, который убедил Константина вызвать из ссылка Ария и Евзоя, так же об изложении благочестивой будто бы Ариевой веры и о том, как Собор, приехав в Иерусалим, снова принял Ария.
Благочестивейшему и боголюбивейшему владыке нашему Константину — пресвитеры Арий и Евзоий.
ГЛАВА 28. Послание царя Константина к тирскому Собору, и ссылка святого Афанасия по козням ариан.
ГЛАВА 29. О константинопольском епископе Александре, как он отказался принять в общение Ария, и как Арий расторгся, когда чрево его требовало извержения.
ГЛАВА 30. О том, что пишет Великий Афанасий о расторжении Ария.
ГЛАВА 31. О том, что по смерти Ария случилось в Александрии, и что Великий Константин написал тамошним жителям.
ГЛАВА 32. О том, что Константин, для уничтожения всех ересей, издал закон, запрещавший собираться где-либо, кроме кафолической Церкви, отчего весьма многие ереси исчезли, а ариане, приверженцы Евсевия никомидийского, старались между тем коварно изгладить слово: единосущный.
ГЛАВА 33. О Маркелле анкирском, его ереси и низложении.
ГЛАВА 34. О кончине Константина Великого и о том, как он пред смертью принял крещение и погребен в храме святых Апостолов.
КНИГА ТРЕТЬЯ.
ГЛАВА 1. О том, что, по смерти Константина Великого, сообщники Евсевия и Феогниса опять стали искажать никейскую веру.
ГЛАВА 2. О возвращении Афанасия Великого из Рима, о письме кесаря Константина, сына Константина Великого, и о новых кознях ариан против Афанасия; также об Акакие беррийском и о войне между Константом и Константином.
ГЛАВА 3. О Павле константинопольском и Македоние духоборце.
ГЛАВА 4. О возмущении, происшедшем по случаю рукоположения Павла.
ГЛАВА 5. О частном антиохийском Соборе, который низложил Афанасия, и на его место возвел Григория; также о двух изложениях веры и о тех, которые с этими изложениями соглашались.
ГЛАВА 6. О Евсевие эмесском, и о том, что Григорий занял Александрию, а Афанасий спасся бегством в Рим.
ГЛАВА 7. Об архиереях в Риме и Константинополе и о том, что после Евсевия опять возведен был Павел; также об умерщвлении военачальника Ермогена и о том, что, прибыв из Антиохии, Констанций снова низложил Павла и разгневался на город, и что, оставив Македония в нерешительном состоянии, он опять удалился в Антиохию.
ГЛАВА 8. О прибывших в Рим восточных архиереях, и о том что писал о них Юлий римский; также, как, по грамоте Юлия, Павел и Афанасий опять получили свои престолы, и что писали Юлию восточные архиереи.
ГЛАВА 9. О том, как были изгнаны Павел и Афанасий, а Македоний введен в константинопольскую Церковь.
ГЛАВА 10. О том, что писал об Афанасие римский епископ епископам восточным; также об отправлении епископов в Рим для исследования вместе с римским епископом тех обвинений, которые сделаны епископами восточными, и об отослании их кесарем Константом.
ГЛАВА 11. О пространном изложении веры, о событиях на сардикском Соборе и о том, как восточные низложили Юлия, епископа римского, и Осию испанского за общение их с Афанасием и прочими.
ГЛАВА 12. О том, что епископы, заседавшие вместе с Юлием и Осиею, низложили восточных архиереев и составили также символ веры.
ГЛАВА 13. О том, что после Собора восток и запад разделились: запад твердо держался веры никейской, а на востоке, по причине словопрений о вере, в некоторых предметах происходили разногласия.
ГЛАВА 14. О процветавших тогда в Египте святых мужах: Антоние, двух Макариях, Ираклие, Кроние, Пафнутие, Путувасте, Арсисие, Серапионе, Питирионе, Пахомие, Аполлоние, Ануфе, Иларионе и других весьма многих святых.
ГЛАВА 15. О слепце Дидиме и еретике Аэцие.
ГЛАВА 16. О святом Ефреме.
ГЛАВА 17. О тогдашних событиях, как содействием царей и епископов возрастала христианская вера.
ГЛАВА 18. О вере сыновей Константина; о различии между словами: единосущный и подобносущий (ομοουσιος και ομοιουσιος) и о том, каким образом Констанций отступил от православной веры.
ГЛАВА 19. Еще о слове: единосущный, и об ариминском Соборе, как, почему и для чего был он составлен.
ГЛАВА 20. О том, что, по грамоте Констанция, Афанасий опять возвращается и получает свою кафедру; так же об архиереях антиохийских и о том, чего требовал Констанций от Афанасия; а наконец о славословии Бога в гимнах.
ГЛАВА 21. О том, что писал Констанций Египтянам об Афанасие; также о Соборе иерусалимском.
ГЛАВА 22. Послание иерусалимского Собора об Афанасие.
ГЛАВА 23. Признание единомышленников Ариевых Валента и Урсакия пред римским епископом, что они ложно обносили Афанасия.
ГЛАВА 24. Примирительное послание тех же епископов к Афанасию Великому, и о том, как прочие восточные епископы получили обратно свои престолы, и что вместо низложенного Македония снова занял свой престол Павел.
КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ.
ГЛАВА 1. Об умерщвлении кесаря Константа и о событиях в Риме.
ГЛАВА 2. О том, как Констанций опять изгнал Афанасия и сослал в ссылку исповедников единосущия; также о смерти Павла константинопольского и о том, что Македоний снова занял его престол и наделал много зла.
ГЛАВА 3. О мученичестве святых нотариев.
ГЛАВА 4. О военном походе Констанция к Сирмию; также о Ветранионе и Магненцие, и о том, что Констанций, провозгласив Галла кесарем, послал его на восток.
ГЛАВА 5. О том, что при Кирилле, управлявшем иерусалимскою паствою после Максима, опять являлся на небе в течение многих дней величайший образ креста, превосходивший светом солнце.
ГЛАВА 6. О Фотине сирмийском, его ереси, и бывшем против него Соборе в Сирмии; также о трех изложениях веры, и о том, что после низложения, приглашенный (подписать символ), Фотин отказался и был обличен в пустословии Василием анкирским.
ГЛАВА 7. О смерти Магненция и изменника Сильвана, также о возмущении Иудеев в Палестине и о том, что подозреваемый в преступных замыслах кесарь Галл был умерщвлен.
ГЛАВА 8. О прибытии Констанция в Рим, о Соборе италийском и о том, что случилось с Афанасием по наветам ариан.
ГЛАВА 9. О Соборе медиоланском и о бегстве Афанасия.
ГЛАВА 10. О том, что различным образом преследуемый Арианами, Афанасий, как муж святой, по внушению свыше, избегал многих опасностей, также о бедствиях, какие, по удалении Афанасия, Египтяне претерпели от Георгия.
ГЛАВА 11. О римском епископе Ливерии, за что был он сослан Констанцием, и о преемнике его Феликсе.
ГЛАВА 12. О Сириянене Аэцие и антиохийском епископе Евдоксие после Леонтия, также о слове: единосущный.
ГЛАВА 13. О том, что нововводителю Евдоксию Георгий лаодикийский отправил послание, в котором укорял его; также об анкирском посольстве к Констанцию.
ГЛАВА 14. Послание царя Констанция об изгнании Евдоксия и его приверженцев.
ГЛАВА 15. О том, что Констанций, по прибытии в Сирмию, опять вызвал Ливерия и возвратил его Риму, приказав вместе с ним священноначальствовать и Феликсу.
ГЛАВА 16. О том, что, по поводу ереси Аэция и событий в Антиохии, царь повелел быть Собору в Никомидии: но так как Никомидия в то время потерпела землетрясение и встретилось много других препятствий; то Собор составился сначала в Никее, а потом в Аримине и Селевкии. Также об исповеднике Арзакие.
ГЛАВА 17. О том, что сделано на Соборе ариминском.
ГЛАВА 18. Послание ариминского Собора к царю Констанцию.
ГЛАВА 19. О послах Собора, о послании царя, и о том, как епископы впоследствии согласились с принесенным прежде исповеданием Урзакия и Валента; также о ссылке архиереев, о Соборе в Нике, и о том, по какой причине был задержан отпуск Собора ариминского.
ГЛАВА 20. О событиях в недре Церквей восточных и о том, что Марафоний, Элевсий кизикский и Македоний изгоняли исповедников единосущия; также о перенесении новацианской церкви и о том, что Новациане имели общение с православными.
ГЛАВА 21. О том, что сделал Македоний в Мантинеи, как он был низведен с престола за перенесение гробницы Константина Великого, и как Юлиан провозглашен Кесарем.
ГЛАВА 22. О Соборе селевкийском.
ГЛАВА 23. Об Акакие и Аэцие, и о том, как царь склонил посольства обоих — ариминского и селевкийского — Соборов мыслить одинаково.
ГЛАВА 24. О том, что акакиане подтвердили определения ариминского Собора; также список низложенных епископов, и о том, за какие вины они низложены.
ГЛАВА 25. О причине низложения иерусалимского епископа Кирилла; о разногласии тогдашних епископов между собою, и о том, что Мелетий, рукоположенный арианами, сделался предстоятелем Севастии вместо Евстафия.
ГЛАВА 26. О смерти Македония константинопольского; о том, что в своем поучении сказал Евдоксий, как Евдоксий и Акакий старались уничтожить исповедание никейское и ариминское, и какое от того произошло в Церквах смятение.
ГЛАВА 27. О том, что низложенный с кафедры Македоний богохульствовал на Святого Духа, и что Марафоний вместе с другими распространял его ересь.
ГЛАВА 28. О том, как ариане, почитая святого Мелетия своим единомышленником, перевели его из Севастии в Антиохию; когда же он дерзновенно исповедал православие, то были постыждены, и низложив его, на ту кафедру возвели Евзоя; а Мелетий начал делать частные собрания, потому что исповедники единосущия чуждались его, как рукоположенного арианами.
ГЛАВА 29. О том, что акакиане и теперь не остались спокойными, но старались изгнать единосущие и восстановить ересь арианскую.
ГЛАВА 30. О Георгие александрийском и епископах иерусалимских, как после Кирилла сменились три епископа, за которыми на кафедру иерусалимскую вступил опять Кирилл.