Вы здесьСоциальная реальность в социологии знания Т. Лукмана и П. Бергера
Опубликовано вт, 29/01/2013 - 13:35 пользователем maxihorovych
Социальная реальность в феноменологической традиции социологии знания (основные теоретики П. Бергер и Т. Лукман) интерпретируется как «знание» об этой реальности, а оно, в свою очередь, формируется, интегрируя человеческий опыт, который возникает в повседневной интерсубъективности. И в отличие от классических просветительских установок, воплощенных в убеждении Маркса о возможности непосредственно общественных, т. е. объективных, социальных отношений, в феноменологической парадигме постулируется «новая непрозрачность» - осознание того, что в современной жизни человек многое вынужден принимать на веру». Так процесс сегментации институционального порядка приводит к социальному распределению специфически ролевого знания в обществе за конкретными типами людей. Например, профессионально подготовленные группы , обладающие глубоким знанием о конкретном социальном процессе или явлении и, что очень важно, имеющие повседневный опыт управления и воздействия на эти процессы , накапливают опыт взаимодействия с ними. Однако трансляция его осуществляется упрощенно: в виде рецепта для тех, кому он нужен для реализации какого-то единичного проекта в повседневной жизни. В современном мире все более растущая дифференциация общества ведет к возрастанию «непрозрачности» человеческого опыта, что обусловливается высокой степенью дифференциации специфически ролевого знания и распределением в институциональном порядке организации и передачи этого опыта. Озабоченный достижением определенных целей, индивид сосредоточивает свое «внимание к жизни» (термин Шютца) не на виявлении генезиса интерсубъективного опита и рецептов поведения, а на непосредственном использовании зтого опыта, утвердившего свою «истинность» в повседневной реальности. Таким образом, опыт и фактичность в феноменологической социологии знания определяются как «непрозрачнье». По сути, здесь речь идет о естественном языке, с его правилами организации речи и письма, о предрассудках и установках, правилах, нормах и ценностях, о знании, т. е. о том объеме информации, которая нерефлексивно, некритично усваивается в процессе социализации членами общества благодаря его представленности в качестве «очевидного» и «само собой разумеющегося». Поскольку такое знание социально объективировано в качестве системы общих истин относительно реальности, то отклонение от институционального порядка воспринимается людьми как моральное нарушение, умственная болезнь или невежество. Эти истины являются матрицей стереотипов, опосредующих отношение людей к друг другу и задающих рамки человеческому поведению и его экстернализации. Индивид, жизненное кредо которого - жить как все, т. е. бить одобряемым сообществом людей, разделяющих его собственный мир, старается не отклоняться от предложенных рецептов, что является непреложным гарантом стабильности и предсказуемости его существования. Игнорирование же рецептов - это уже угроза стабильности функционирования института и путь к развитию конфликта с теми, кто придерживается данного порядка и желает его сохранить. Повторюсь, что система общих (заданных) истин рассматривается как само собой разумеющееся знание, которое приобретается человеком в ходе социализации, и, по логике Бергера и Лукмана, посредством его осуществляется интернализация в индивидуальном сознании объективированньх структур социального мира. Эти структуры образуют индивидуальное видение мира человека - его «социальную перспективу». «Каждый человек "организует" мир в "перспективу", зависящую от точки видения мира именно этим человеком. Позтому мир предстает перед отдельным человеком в определенной данному человеку соответствующей "структуре"... Перспектива - это один из компонентов реальности, не будучи ее деформацией, она является ее организацией». Человек, следовательно, организует воспринимаемую реальность. И перспектива, таким образом, - это то, что зависит от субьекта - носителя точки зрения - и от места точки зрения субъекта, т. е. той реальности, которая окружает субьекта. «Конечно, я знаю и то, что у других людей есть своя перспектива на наш общий мир, не тождественная с моей. Мое "здесь" - зто их "там". Мое "сейчас" не полностью совпадает с их. Мои проекть не только отличаются, но и могут даже противоречить их проектам. В то же время я знаю, что живу с ними в общем мире» [1, с. 43]. Отсюда следует, что мое «здесь», где я реализую свои проекть в соответствии с интересами и умениями, обусловленньми специфически ролевьм знанием, является «непрозрачньм» по отношению к их «там», и на-оборот. Таким образом, в феноменологической социологии знания под-черкивается активность воспринимающего субьекта исходя из нераз-рьвности мира и человека. Социальньй мир и его обьекть больше не рассматриваются как нечто, изначально расположенное вокруг субьекта и начинающее су-ществовать для него по собственной инициативе и о котором возмож-но знание, не зависящее от характеристик познающего субьекта. Так как, по мнению феноменологов, «непрозрачность» жизненного мира обусловлена именно тем, что он не «дается», а «конструируется».
|
Вход на сайтПоиск по блогам и форумамUser menuПоследние комментарии
Larisa_F RE:С Новым годом! 58 мин.
Моржехрен RE:Sleepy Xoma - Bagⲣѱnoⲣojdennaѱ 4 часа Isais RE:Детство, опаленное войной (Вторая мировая 1939-1945 и ВОВ) 11 часов macs1112 RE:Подайте бедному копеечку на книжку с литреса... 19 часов SparkySpirit RE:Прошу переформатировать, распознать, etc... 4 дня SparkySpirit RE:Жорж Санд - переводы 19 века 4 дня Саша из Киева RE:Наш дом - СССР 5 дней babajga RE:Чернушка. Повести 6 дней Саша из Киева RE:Сказки далёких островов 1 неделя babajga RE:Лопоухий бес 1 неделя kopak RE:Таинственная личность админа Флибусты 1 неделя babajga RE:Ежик покидает дом 1 неделя babajga RE:Сказки бабушки Черепахи 1 неделя babajga RE:Свист диких крыльев 1 неделя Саша из Киева RE:Кто сможет раздобыть и оцифровать нужные мне книги? 1 неделя Саша из Киева RE:Турецкие мусорщики в Анкаре открыли библиотеку, полную... 2 недели Isais RE:Не тот автор 3 недели xieergai60 RE:Продление подписки 3 недели Впечатления о книгах
Niarbagem про Пехов: Птицеед (Фэнтези, Самиздат, сетевая литература)
30 12 Классический Пехов, легко читается, интересный мир, ничего нового для тех кто знаком с творчеством, добротное фэнтези. Буду ждать продолжения! Оценка: хорошо
Chernovol про Дуган: Предательство истины (Публицистика, Документальная литература, Спецслужбы)
28 12 Бред сивой кобылы. Автор, специалист по сибирской язве, забыл описать боевых комаров. Оценка: нечитаемо
Дей про Петровичева: Девушка без имени [litres] (Любовная фантастика, Попаданцы)
28 12 Не смогла читать после того, как ГГ, никого и ничего не знающая о мире, в который попала, ушла от спасшего её человека, от которого видела лишь добро, только потому, что он инквизитор. Истории о бабах-дурах и истеричках меня не привлекают. Оценка: плохо
Chernovol про Жан Саван
28 12 Не очень удачный перевод. В стихе слово "Люба" написано с большой буквы, хотя это не имя а люба, т.е. любимая.
Chernovol про Широкорад: Битва за Крым. От противостояния до возвращения в Россию (Публицистика)
28 12 Пропагандистский лубок, в большинстве фактов документально ничем не подтвержденный. Оценка: нечитаемо
Синявский про Вадим Абрамов
27 12 26 декабря 2024 года в Санкт-Петербурге похоронили историка Вадима Розенберга. Он был настоящим знатоком спецслужб. Его книги издавались под псевдонимом Вадим Абрамов.
Саша из Киева про Ефим Семёнович Ефимовский
27 12 Надо чтобы кто-нибудь добавил сюда ещё книги "Приключения юнната Синичкина Игната" и "Приключения юнната Синичкина Игната в зоопарке". Их можно взять с Флибусты.
decim про Людмила Захаровна Уварова
27 12 Этот вечно бухой пошляк был сам собой пародия. Раскрепощённый - как в объявлении тех же лет: "требуются раскрепощённые девушки". Сейчас начинающий так стендапер тут же и закончит карьеру, а тогда ничё, пипл хавал. Автора рекомендую. Нормальный человек, что редкость.
decim про Кольцов: За гранью возможного (Героическая фантастика)
27 12 Без задушевных разговоров только лучше было бы: изложение идеи и способов её реализации. Получился бы нормальный научпоп. "Оживление и утепление" темы делают креатив подражанием Немцову, был такой "фантаст" в начале 50-х. ……… Оценка: нечитаемо
decim про Кольцов: Три сказки про царя Никиту… или «Хрущёвская оттепель» (Публицистика, Документальная литература)
27 12 Хрущёв у нас уже мифологизирован по самое некуда. Автор твердит как заведенный "госдеп, госдеп", словно это некие всемогущие волшебники. Очень удобно всё на них свалить, не видя собственного головотяпства. А кто приучил ……… Оценка: плохо
Foset про Людмила Захаровна Уварова
27 12 А. Иванов пародию на её произведения сделал https://www.youtube.com/watch?v=ifTzAEqeTVQ ?
miri.ness_ про Еще не поздно
25 12 Двоякое впечатление. У автора, возможно, в родственниках или их друзей есть взрослые люди, крепко обиженные Ангстремом. Но много знающие про электронику и микроэлектронику тех лет - отсюда и довольно глубокие познания, правда ……… |
Комментарии
Отв: Социальная реальность в социологии знания Т. Лукмана и ...
Мамо!
Отв: Социальная реальность в социологии знания Т. Лукмана и ...
(размышляет):
Растечься, что ли, мысию по древу на предмет соотношения графического и колористического начал, как двух типов мировосприятия?..
Отв: Социальная реальность в социологии знания Т. Лукмана и ...
Очередной Паганель заблудился по дороге к академическим журналам?
Отв: Социальная реальность в социологии знания Т. Лукмана и ...
Добрый вечер. Я смотрю, тут все свои. Предлагаю обсудить проблемы мировосприятия реальности героем книги Сергея Козлова через призму тумана.
Тем более, что я всё равно не понял, что нам хотел сказать автор блога
Отв: Социальная реальность в социологии знания Т. Лукмана и ...
А ничего он сказать не хотел. Копипаста-вброс. Для посмотреть на реакцию.
Отв: Социальная реальность в социологии знания Т. Лукмана и ...
Труп. Однозначно, труп!
Отв: Социальная реальность в социологии знания Т. Лукмана и ...
Это что за новое направление деятельности? Во всем виновата интеграция ИТ, лишь бы, а где, куда и как, не важно!
Отв: Социальная реальность в социологии знания Т. Лукмана и ...
Читать на всякий случай не стал, но обязательно куплю в бумаге, если это напечатают в виде рулона длиной 53±5 м и шириной 90±2 мм.
Отв: Социальная реальность в социологии знания Т. Лукмана и ...
Похоже на ошибки распознания. То есть это уже напечатано. А maxihorovych наш брат - начинающийся книгодел!
Так шо нападающим - ша! А Вам, maxihorovych, - Добро пожаловать! Ждем произведение полностью fb2-сверстанным в сюда!
характерный акцент не может не радовать, опять-таки.
Отв: Социальная реальность в социологии знания Т. Лукмана и ...
Здесь таких не любят. Или любят. Или не здесь.
Там - точно не любят. Но туда сейчас нет доступа. Поэтому приходится не любить здесь.
Отв: Социальная реальность в социологии знания Т. Лукмана и ...
Приходится здесь — это не то слово, просто, как, — пока, увы, нет там(